Общее·количество·просмотров·страницы

понедельник, 5 декабря 2011 г.

Семейное обучение в путешествии и дома. Ответы на основные вопросы.

Для начала напомню, что Александра наша старшая девятилетняя дочь уже имела опыт путешествий по Юго- Восточной Азии. Первый опыт путешествий с 1-го года, мы тогда ездили по Крымам, лет 5 подряд, потом катались автостопом по России, ходили в походы, катались на кучу фестивалей и опенэйров. В общем, Сашка ребенок транс тусы и странствующих родителей :). Она выросла в спартанских условиях и всегда готова в любой момент сорваться на край света.

Однако не было проблем, когда дитю не надо было ходить в школу. Потом наступила школа.



И в силу обстоятельств мы тогда находились в России, в состоянии ожидания появления на свет второго ребенка сыночка Максика. Я с жуткой не охотой отдала Сашу в школу. В школу системы и каких-то диких правил, ограничений и лишений, абсолютно ненужных Саше свода правил. Я наблюдала ее в течении 1-го месяца и Сашка менялась, менялась в худшую сторону. Она стала озлобленной, стала поддаваться стадному чувству по имени «мода», при чем под натиском, так называемых подруг. Ах ты не собираешь Винкс, значит мы с тобой не дружим. Сашка никогда не относила себя ни к какому сообществу, но тут к нему надо было пришвартоваться, иначе тебя посчитают изгоем. Она испугалась и не стала спорить, спокойно в силу своего спокойного характера подчинилась толпе. Время шло мы все смирились с тем, что надо учиться, значит надо и придется жить в системе и подчиняться ее правилам. Человек быстро привыкает ко всему вот и мы все привыкли.

Пришло время мне рожать и т.к у меня проблемы с сердцем, мне надо было родить в роддоме, а роды могли начаться быстро и закончиться тоже очень быстро. Так и вышло, в принципе. Так вот я переехала в Москву из нашей деревушки, где мы снимали дом. Переехали к папе. Естественно со мной переехала Саша. Я сделала первый шаг к семейному обучению, но тогда пока просто по уважительной причине. Мы составили договор на 2 месяца по-моему, договорились о дате экзаменов. И стали учиться дома. Учительница мне не помогла, как распределить программу дозированно даже не сказала на чем закончится третья четверть. Все я делала сама, все рассчитывала и взвешивала. Так я стала мамой учителем.

Мы успешно сдали экзамен, отучились последнюю четверть в школе. И сделали « пока!» этой школе, которая постоянно просила какие-то тысячи неизвестно на какие нужды. Постоянно меня беременную учителя звали убирать территорию школы и мыть окна этой школы. А знания в школе у Саши были ниже среднего. Учительнице было все-равно поняли ли дети тему, которую она объясняет. Начались провалы, и в основном все знания Сашка и так получала дома. Не видела я смысл посещать школу, в которой просто тратится время и не получаются знания.

Перешли мы в другую школу, которая находится по нашей прописке в Москве. Единственная школа в Москве с инклюзивным образованием. Что это такое? – Это школа, где учатся детки инвалиды и учатся также адаптироваться здоровому миру и здоровые детки, которые учатся помогать необычным детям. Школа супер, я бы там оставила Сашку учиться очно, но у нас были цели – путешествия, и надо было, когда то начинать наше семейное обучение.

Мы со второго класса начали учиться дома. Я на каждую четверть расписывала те темы, которые мы должны изучить, распределяла нагрузку. Саша попросила ее обучать как в школе, по-началу. Т.е у нас была доска, я учитель, она ученик, мы просто играли в школу и учились, потом это плавно стало перетекать в другое. Наверно ей нужна была адаптация. Потом мы частично учились в электронном виде. Т.е, доска - у нас был большой экран телека, к которому был подключен комп. Там Сашка с удовольствием писала. Письменные задания мы тоже не забывали - рабочие тетради на печатной основе ни кто не отменял. Так мы в первое полугодие получили звание лучшей ученицы в классе, все экзамены на отлично. Во второе полугодие у нас были уже четверки, но мы и не метим быть самыми лучшими, главное спокойно получать знания и понимать суть дела. В первом классе, когда Саша училась в школе, она была самым худшим учеником по чтению, у нее была самая низкая скорость чтения. Ко второму полугодию второго класса Саша опережала второклассника по скорости чтения.

Пришло время путешествий, и мы снова подписали все документы со школой, договорились о единовременной сдаче экзаменов в конце третьего класса, получили на руки учебники. Закупила я кучу пособий и методичек для учителей. Все это занимало половину 50-ти литрового рюкзака. Весь сентябрь у нас был в беготне еще в Москве, потом путешествие по Шри-Ланке, где Саня догоняла учебную программу. А потом мы приехали в Таиланд, где осели и успокоились. И тут у нас появились трудности обучения. Это сложность концентрации. У Саши появился друг, он же первоклассник, но мама его решила пока не отдавать в школу. Мальчик все время гулял, а Саше было завидно. С утра до вечера мальчик ждал Сашу, а Саша ни как не могла сконцентрироваться на учебе и у нас были огромные психологические проблемы. Когда мы переехали и мальчик к тому времени тоже уехал, все стало на свои места.

Тут есть у Саши подружка тайка. Девочке 11 лет, и она утром до обеда находится в школе. В это же время занимается Саша, после обеда они гуляют, катаются на великах, играют в барби или просто сидят в фейсбуках. Есть еще мальчик, ему около 9 лет, и еще много кто приходит. Вся проблема в занятости детей. Если один гуляет и развлекается, то второй тоже хочет. Если все занимаются делами, значит это стимул тоже заняться чем то полезным.

Во время пребывания в Пае я придумала новую программу обучения. Мы решили все перевести в электронный вид. Так как, ничего нет в интернете, не скачать, не купить из учебной продукции я решила все сама напечатать ручками. И не все подряд, а таким образом: на каждый день я разрабатываю учебное пособие, например дано, по той же методичке куча заданий, из учебника из дидактического материала и плюс из методичек для учителей. Берется главная тема, из нее выносятся самые главные задания, эти задания я просто печатаю в ворд документе. Плюс у нас есть замечательная программка «Кирилл и Мифодий» для обучения детей семейников. Там не все темы по программе и не сильно раскрыты темы, скорее для проверки знаний. Так вот 1 урок у нас порядка 4-5 заданий ( по русскому языку и по математике) в ворде, + рабочая тетрадь, где Саша не забывает как писать ручкой + проверка знаний из программы «Кирилла и Мифодия». Это так происходит по русскому и математике. По информатике у нас учебник и тетрадь в одном, как сборник кроссвордов логических, там Саша все и пишет. «Окружающий мир» и «литература» легко читаются в учебниках, а знания проверяются в рабочих тетрадях на печатной основе. По русскому у нас еще дополнительно есть прописи, которые я составила сама, для развития левой руки. Саша левша. Английский учится по звуковому пособию, а знания проверяются также в рабочей тетради на печатной основе. «Труд», «рисование» и прочие творческие уроки, у нас и так по-жизни))) Вот, скоро новый год, и будет очень много труда, а еще надо выучить песенку и украсить дом, нарисовать открытки друзьям. Такое вот у нас семейное обучение. Сейчас Саша решила сама рано вставать и пока мы еще спим, Саша уже делает пару занятий сама самостоятельно. Новые темы я объясняю ей, но в основном она сама уже разбирается. Не скажу, что у нас все идеально и на пятерки, но твердые четверки у нас точно есть. Есть также у нас невнимательность, как и у любого ребенка 9 лет. Но есть главное мозги, которые очень хорошо соображают. Сашка неплохой рассказчик, у нее правильно поставленная речь. Но и математический склад ума, в том числе, правда странно, но логика страдает, хоть и связана она с математикой, но логика пока не очень, мы работаем в этом направлении. Сдавать экзамены мы приедем летом в Россию, с учительницей мы держим связь по аське. И периодически общаемся. Так что все очень просто! И ребенок уже в третьем классе обретает постепенно самостоятельность. Еще многое поменяется в нашей собственной системе обучения, но у нас всегда есть свобода выбора как учиться!

Основные вопросы по семейному обучению (будем его называть СО) дома и в путешествии:

1. С чего начинать?
Найти нормальную адекватную школу, где знают что такое семейное обучение, где не будут требовать с вас никаких денег и более того оформят с вами правильный договор, в котором будет заполнен пункт с реквизитами. Т.е, вам именно вам родителям, по закону полагаются деньги, которые перечисляются государством в школу на каждого ребенка. Эти деньги должны перечисляться государством вам, а не школе, если вы беретесь за СО.
Если директор школы согласен с тем, чтобы вас прикрепить к какому-либо классу. Процесс пошел. У нас, например, в школе занимается семейниками специальный сотрудник, она сидит в секретариате. И занимается документами и нами. Еще 2 года назад я была одна мама в школе, которая перевела ребенка на СО. В третьем классе мой договор уже был сложен в толстенькую кипу договоров. Секретарь мне сказала, что нас уже таких человек 20 (!)
Договор заполняете, в последнюю графу вносите реквизиты вашей сберкнижки или карточки, куда перечислять деньги.
Далее знакомитесь с учительницей. У каждого по-разному. Но у нас отличные отношения. Мы обменялись аськами, телефонами и прочим. Чтобы держать связь. Наша учительница фанат своего дела, не смотря на юный возраст (23-24 года), она даже сделала сайт нашего класса, чтобы детки могли общаться по инету.
По вопросам учебников и методических пособий лучше обращаться к учительнице. Она дала несколько советов по учебной литературе и конечно список, что купить. Учебники взяла для нас в библиотеке.
Все формальность решены, теперь осталось только начать учиться!

2. Как начать учиться, организовать учебный процесс?
Мы использовали кучу способов. Но сразу скажу, способ того что ребенок сам выбирает нам не нравится, т.к это недейственный способ, ребенок скорее выберет игры учебе. Так что Вольфдорфские системы и прочие «модные» программы я не поддерживаю. Так же не поддерживаю способ изучения предметов, мол прочел книгу за неделю и все типа все прошел. Это все ерунда, а не учеба ничего в голове не укладывается. И куча мам это подтверждают.
Мы взяли немного от школьной системы и сделали эту же систему просто интересной. Сейчас мы все учебники перешли в электронный вид + программка «Кирилл и Мифодий». Новые темы я расписываю так, чтобы ребенок, прочитав их, понял без участия меня. Если же Саша не поняла, я объясняю. В первый год обучения мы вместе занимались, и Саша потом мне писала самостоятельные работы. Сейчас мы плавно и почти совсем перешли к самостоятельному обучению. Занимается Саша 5 раз в неделю с понедельника по пятницу, как и все. Есть у нас те же государственные каникулы, но мы их двигаем, например, для того чтобы попутешествовать. В третьем классе в день Саша делает по 4 урока:
Русский язык – каждый день,
включает 3-4 заданий в электронным виде разных по смыслу, в основном что-то подчеркнуть в тексте, разобрать слова по составу и т.д списывать ничего не надо,
2-3 задания в программке «Кирилл и Мифодий»,
1-2 письменных задания в тетради на печатной основе, и пропись, которую я составила сама(для левшей)
Математика – каждый день
Включает 3-5 заданий в электронном виде – тесты, записать решения задач и примеров,
в тетради делаются геометрические задания,
и тетрадь на печатной основе, там делаются письменные задания
английский - 4 раза в неделю
у нас он углубленный для гимназий и школ с углубленным обучением англ. Яз
Урок состоит из звукового пособия, где надо слушать и повторять слова и выражения, все задания идут по учебнику,
И выполнение работ в рабочей тетради
чтение – 3 раза в неделю
Чтение учебника и разбор текста, пересказ родителям и ответы на вопросы. А также изучение стихов. Есть у нас еще рабочая тетрадь тест она у нас раз в неделю, там разбор текста составление плана текста, определения жанра.
Окружающий мир – 2 раза в неделю
Читаем учебник, а потом делаем практические задания в тетради на печатной основе. Этот урок у нас есть в программе «Кирилл и Мифодий», но программы наши не совпадают. Поэтому Саша изучает эту программу отдельно и в свободное время, как игру)
Информатика – 1 раз в неделю
Учебник тетрадь в одном. Там в основном логические «кроссворды» и задачки.
Физкультура – это игры на свежем воздухе. Иногда гоняю детей заниматься зарядкой, когда самой не лень. Бассейн тоже частенько присутствует)
Труд, рисование, творчество. Рисуем, лепим, клеим, вяжем)

Режим дня таков: Раньше мы валялись и высыпались. Но Юго-Восточная Азия в детках воспитала ранний подъем, т.к солнце тут заходит рано. Саша встает в 8, умывается, приводит себя в порядок и примерно в 9 начинает заниматься, если все хорошо идет, то к часу - к двум она все сделает. Она очень отвлекается, поэтому время обучения у нее растягивается. Плюс устраивает себе перемены.
Это наш таков процесс, но думаю, мы его улучшим, постепенно.

3. Как получать аттестацию?
Мы договорились сдавать аттестацию в конце учебного года или в мае или в августе. Нам удобней в августе. Поэтому мы приедем в Москву для этого. Происходит это так, заранее договариваетесь с учительницей. Она подготавливает для ребенка тесты и контрольные работы. Она охватывает все темы, которые ребенок изучил за год. И по каждому предмету ребенок сдает экзамен. По времени это занимает около 2 часов максимум.

4. Социум. Как и с кем общаться ребенку?
Школа не лучшая школа для общения, как показала практика и в моем детстве и в детстве многих моих знакомы и родных. Школа навязывает общение. Класс, в котором ребенок учится - это тот коллектив который ребенок сам не выбирал. Ребенок должен выбирать себе общение сам!
Что же происходит у нас. У нас Саша общалась, вполне, во дворе. У Саши были друзья из музыкальной школы. Сейчас общение происходит интернациональное - Саша общается с Тайскими детьми на английском языке. Как я поняла, Саша не особо нуждается в общении в последнее время, но это у нее происходит периодами, она капается, что-то делает в своем мирке, хочет общается, не хочет не общается, хочет общается в сети, хочет общается только с братом. У нее по соседству живут дети, к которым она захотела пошла в гости, не хочет просто сидит и играет в симс. В общем, я не вижу, чтоб Саша была в чем то обделена и в чем то несчастна.

5. Как организовать обучение в путешествии?
Этот вопрос сложный, т.к в движении организовать его возможно,но сложно . Все-таки лучше оседать на месте периодически и обучаться. Т.к любая концентрация требует комфорта и расслабления. В данном случает я увидела, что Саша не может собрать мозги в в переездах. Ей нужны определённые условия и настрой. В дальнейшем, если наше обучение перейдет в полный электронный вид, появится, например, планшетный компьютер, где все можно читать и выполнять задания, мы сможем учиться прямо в пути, будь то в поезде, автобусе или самолете. А нам не нужно будет создавать отдельные психологические комфортные условия. Сейчас пока у нас нетбук с электронными заданиями и все-таки еще большое количество учебников на печатной основе. Но я над этой темой думаю тщательно, как что-то придумаю обязательно расскажу. Ибо самой не интересно такать на себе эти громоздкие учебники.

Думаю, у вас появятся еще вопросы, не стесняйтесь их задавать, я отвечу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий